понедельник, 19 декабря 2011 г.

Извлечение искусственного сердца

Начатый полет. Кадр из фильма "Потрошители"
Можно предположить, что книга зарождалась и зрела под влиянием фантастических фильмов и боевиков. «Грязное мамбо, или Потрошители» - это как если бы встретились «Терминатор», «Эквилибриум» и «Бегущий по лезвию». Обращенный в роман боевик в маске то ли утопии, то ли антиутопии с взлохмаченным париком из важных проблем современного общества. Чтобы не гнаться за аутентичностью, Эрик Гарсия придумал мир будущего, в котором людям доступно заменить любой орган на искусственный. Все, что душе угодно, - уши, сердце, печень, ЦНС, почки. Только душу самой последней модели купить нельзя. Эта незамысловатая идея и преследует читателя на протяжении всего романа, то уходя на задний план, то вновь выдвигаясь на первый.

Главный герой проходит долгий путь от водителя танка до потенциально гениального писателя. В списке его титулов также пятикратно разведенный холостяк, потрошитель высшего класса, никудышный отец, а потом и должник крупной фирмы по продаже искусственных органов. Переквалификация из охотника в жертву не прошла для бывшего «извлекателя искорганов» безболезненно: началась рефлексия, и он принялся набивать свои мысли на печатной машинке. Так и появилась книга «Грязное мамбо, или Потрошители».



К счастью, автор не фокусируется только на описании своих злоключений. Он возвращается в прошлое, погружается в самое сердце неудач: бессмысленная служба в Африке, долгие, изнурительные браки, которые, в итоге, просто рассыпались… В прошлом он был обычным подростком, который признавал только силу, а потом стал практически героем оруэлловской антиутопии «1984», узнавшем всю правду о государстве и Большом Брате. Но, тут следует повториться, откровения о мире будущего и вполовину не так интересны, как апелляции к типичным проблемам молодого и не очень человека. Почему его бросили пять жен? Каждая была хороша по-своему, но имела характерный для женщин этого типа изъян. Новоявленного писателя жизнь сводила и с медсестрами, и с труженицами борделя, что его неплохо характеризует. Но еще лучше о нем говорит служба в армии, где бывший школьник стал танкистом (едва ли не самым устойчивым к ударным волнам в своей части). Причина, по его словам, кроется либо в очень большом черепе, либо в маленьком мозге. И на протяжении всего романа он старается понять или решить для себя – в чем же именно?

Голливудский ответ "Олдбою".
Кадр из фильма "Потрошители"
Нельзя сказать, что бойкий и динамичный роман Эрика Гарсия – это только история о человеке, который смог вырваться из круга обывателей. «Грязное мамбо» - это и воспоминания оставленного мужа, и разочарованного сына, и кающегося наемного убийцы, и разозленного белого воротничка. Вряд ли в российском издании текст обеднел: жаргонизмы и разные производные от просторечий представлены в широком спектре. Конечно, повествование стилизовано, чтобы разговорный и зачастую практически бульварный язык книги заставил верить, будто описанное - исповедь героя, который не понимает всю сложность прожитых дней. Он записывает приходящие в случайном порядке воспоминания, чтобы оправдаться перед сыном, новой возлюбленной и будущими поколениями. Определенная глубина и широта проблематики возникают, потому что описанное похоже на жизнь, а она априори богата на философскую подоплеку и социальную остроту.

Книга «Грязное мамбо» не слишком глупа, чтобы затесаться в ряды «pulp fiction», но роману недостает богатства языка, интересного стиля, отличного от дворового говора. К герою трудно испытывать непреодолимую симпатию, как к размышляющим бездельникам или безбашенным повесам, которые в конце произведения обязаны взяться за ум. Но писатель с большой черепной коробкой вызывает сочувствие – и после прочтения может застрять в памяти если не важная мысль о жизни, то интерес к будущему героя. Это характерно для большого голливудского проекта, который превращается в сериал, обзаводясь только ненужными сиквелами. Роман Эрика Гарсии, к счастью, на многосерийность и многокнижность не претендует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий