вторник, 5 июля 2011 г.

Театр лжи


«То, что ты не можешь в любую минуту убежать от самого себя, – вот в чем ужас заточения»
Кобо Абэ, «Чужое лицо»
Кадр из фильма Хироси Тэсигахара "Чужое лицо" (1966)
Сценарий писал Кобо Абэ
 …Отличный по стилю и по содержанию, роман «Чужое лицо» - смысловое продолжение «Женщины в песках». Кобо Абэ вновь рассматривается окружающий мир, будто под лупой, но теперь он изучает не природу общества, пустыни и государства, а пытается заглянуть еще глубже в человека. В чем главная ложь?

Безымянный главный герой – брат-близнец Ники Дзюмпея из «Женщины в песках» - работает в химической лаборатории. После неудачного опыта его лицо обезображивают алые рубцы, и как залечить их - современная медицина еще не придумала. Ученому приходится прятать свои шрамы под бинтами, чем он пугает окружающих еще больше. Тогда-то у него и появляется коварный план – сделать новое лицо, чтобы обмануть общество.
Маска театра Но

Роман напоминает выступление фокусника, который потом объясняет свой фокус. Он объясняет даже больше: зачем и как он проделал трюк и как этот прием используют другие люди. Герой, создавая синтетическое лицо, рассматривает понятие маски, её сакральную роль в человеческой истории и культуре. С атрибута театров Но и Кабуки его рассуждения перекидываются на людей, которые, по сути, постоянно прикрываются теми же лживыми образами или личинами, под которыми скрывается настоящая сущность в спектаклях и ритуалах. Мысль главного героя идет еще дальше: лживость - одно из основных свойств личности в обществе, а количество масок у одного индивида неисчерпаемо.

Картина складывается мрачная: отсутствие истины доводит протагониста до отчаяния, и он решается на следующий шаг - исследовать остатки человеческой морали. Если в мире правят лицемерие и ложь, значит, любой гражданин под одной из своих масок может совершать дурные поступки. Как может проверить эту теорию японский химик, который очень любит свою жену? На фоне возникшего между ними непонимания (любимая отвергает ухаживание мужа с забинтованным лицом) герой решает соблазнить её в маске другого человека. В ходе этой «операции» он задумывается об инстинктах. В цивилизованной и высокоразвитой Японии, где можно создать любое лицо, люди подвержены низменным инстинктам! Апогей романа наступает, когда идеалистические рассуждения ученого опровергаются письмом женщины, его жены. Вновь интуиция превосходит разум! Как и в «Женщине в песках», у Кобо Абэ многоэтажная теория человеческих недостатков рушится, как карточный домик. Женщина носит множество масок, как все члены общества. Она точно знала, что за чужим лицом скрывается её муж, поэтому позволила втянуть себя в эту несуразную игру. Фокусник попросил добровольца – она вышла. И сыграла, как каждый день отыгрывает множество «спектаклей», полностью контролируя себя. В мире неправде отведена роль формалина, чтобы упростить отношения между людьми. Вопреки мнению протагониста-идеалиста, нет никакого театра лжи.
Театр Кабуки

Комментариев нет:

Отправить комментарий