среда, 16 марта 2011 г.

«Душа, которая ищет счастье»

По повести А.П. Платонова «Джан»
«Джан» был написан после путешествия Платонова в Туркмению. Это – специфичное произведение, полное местного колорита, оно переносит прямо в степи и пустыни, где есть только ветер, необозримые горизонты да перекати-поле иногда скрашивает одиночество.

«Джан» отличается, скажем, от «Сокровенного человека», «Котлована», и других произведений Платонова, «классическим платоновским» его назвать нельзя. Идея все та же – человек, постоянно чего-то ищущий и вечно скитающийся («Джан - душа, которая ищет счастье»), но эта идея облечена в другую форму. Здесь показана абсолютно другая культура, другой для жителя средней полосы мир – мир пустыни. Показана сложная судьба кочующих и вымирающих малых народов. С одной стороны, события и атмосфера очень реалистичны, с другой – в них намного больше приключенческого, граничащего со сказкой. В отличие от большинства других произведений Платонова, «Джан» - действительно интересное, увлекательное чтение.



В «Джане» сохраняется своеобразный язык Платонова, но юмора, иронии намного меньше – повествование, наоборот, становится более пафосным, и на фоне пустынной пустоты больнее, острее встают важнейшие жизненные вопросы. Здесь проблемы социализма отходят на второй план – в пустыне об этом не думают, здесь только один главный вопрос – как выжить. Приучить свой народ к социализму пытается Назар Чагатаев, вернувшийся из Москвы, получивший образование, горячий, бесстрашный и полный решимости молодой человек. Когда-то мать бросила его за неимением пищи и средств к существованию. Теперь, после того, как Назар вырос, окреп, более или менее устроился в жизни, нашел свой умирающий народ, затем нечеловеческими усилиями выжил и спас людей, накормил их, - после всего этого он снова оказался брошенным. В один прекрасный день народ разбрелся – каждый человек поодиночке пошел искать свое счастье. Назар не смог научить их коллективизму – люди настолько «отвыкли жить», что им было абсолютно все равно, куда и с кем идти – так, по крайней мере, ему сначала показалось. Только потом люди объяснили: «Мы думали, что уж давно нету ничего на свете… Мы думали – одни мы остались – к чему ж тогда и нам жить».
Показана отчужденность, оторванность, от внешнего мира пусть крошечного, но народа. Мотив отчужденности в произведении становится ярче благодаря тому факту, что одной из задач СССР была поддержка всех больших и малых народов, находящихся в его составе, сохранение традиций и национального колорита. Назара Чагатаева затем и посылают на родину, в Сары-Камыш, чтобы он спас свой народ. Но дальнейшая судьба Назара чиновников не интересовала абсолютно, на его просьбы они отвечали полным равнодушием, послали – и забыли. Оказался чужим, жестоким и бессердечным Нур-Мухаммед, человек, еще раньше Назара приставленный к народу как смотритель и проводник. Крепкий, еще не ослабевший силами и духом, он кажется особенно отвратительным в сравнении с бестелесными, прозрачными, жалкими людьми народа Джан, уже не способными ни радоваться, ни злиться, ни стремиться к чему-то, ни даже получать удовольствие от пищи. Он ждет, пока вымрет весь народ, и с удовлетворением отмечает у себя в книжечке каждого умершего. Свою миссию он видит в том, чтобы хоронить мертвецов. Именно он завел народ в пустыню, где можно только откапывать и есть песок, пропитанный водой, чтобы там все умерли быстрее. Он думал, что сам как-нибудь выберется оттуда, прихватив с собой девочку Айдым – верную подругу Чагатаева и единственного ребенка в племени, чтобы потом продать ее. Однако уйти Нур-Мухаммеду не удалось – умирающий Назар его остановил выстрелом в ногу.

В произведении есть несколько мотивов, поднято несколько важных проблем. Один из них – то, что у каждого человека есть родина, то место, куда он стремится всей душой. В противовес доктрине того времени, что родина у всех одна – СССР, Платонов рассказывает о маленькой родине в песках, в горной впадине, которая для кого-то бесконечно дорога.

Еще один важный мотив – одиночество. Оно витает в теплом московском воздухе еще с самого начала, когда Чагатаев знакомится с Верой (оба одиноки, она – вдова), и достигает своего апогея, когда народ Джан расходится на все четыре стороны, и Чагатаев с Айдым остаются одни. В пустыне мотив одиночества звучит особенно остро. Чагатаев часто путешествует один, и хорошо еще, если со спутником. Он постоянно чего-то ищет, куда-то спешит по пескам, по нескольку дней обходясь без еды, и даже когда устраивает жизнь своего народа, опять куда-то идет, а в концовке, когда уже сам Бог велел остаться с народом, он устремляется обратно в Москву к ждущему его сердцу.

Как уже было сказано, в «Джане» очень остро встают философские темы: жизнь и смерть, бедность и богатство, счастье и горе. Борьба за жизнь сводится к поиску воды и погоне за несколькими тощими овцами. Все богатство человека – это его душа, а счастье – когда кто-то живой есть рядом. Однако нельзя сказать, что в произведении все упрощается. Да, обостряется до предела, но никак не упрощается. Просто истина жизни яснее видна на безоблачном небе над пустыней.

В проблеме богатства и бедности точка зрения поставлена жирно и предельно ясно. Джан, как оказалось, общее название всех вымирающих племен пустыни, «данное им когда-то богатыми баями, потому что джан есть душа, а у погибающих бедняков ничего нет, кроме души, то есть способности чувствовать и мучиться. Следовательно, слово «джан» означает насмешку богатых над бедными. Баи думали, что душа лишь отчаяние, но сами от джана и погибли, - своего джана, своей способности чувствовать, мучиться, мыслить и бороться у них было мало, это – богатство бедных…»

«Джан» - очень жизнеутверждающее произведение. Его основная идея заключается в том, что даже бестелесный, умирающий народ силой духа может подняться вновь, что у человека, на самом деле, есть огромные возможности, главное – иметь горячее, неравнодушное сердце. В этом философском произведении не ставятся остро проблемы социализма, однако социализм и коммунизм присутствуют в высшем, изначально верном понимании: человек не создан жить поодиночке, ему необходим кто-то рядом, только так и можно выжить. Об этом – заключительные слова произведения: «Чагатаев убедился теперь, что помощь к нему придет лишь от другого человека».

Комментариев нет:

Отправить комментарий